Людмила Максимова 0 2953

«Не обуза, а освобождение». В чем смысл Великого поста?

27 февраля у христиан начинается Великий пост. Священник Орской епархии объяснил, для чего он нужен на самом деле и как точно бесполезно поститься.

В канун Недели сыропустной православные вспоминают Адамово изгнание.
В канун Недели сыропустной православные вспоминают Адамово изгнание. © / пресс-служба Оренбургской епархии

Специально для «АиФ Оренбург» настоятель храма Николая Чудотворца Медногорска иерей Максим Малюта рассказал, как следует и не следует воздерживаться во время Великого поста.

«За еду никто не будет в аду»?

27 февраля для всех православных христиан начинается важнейший период духовной жизни – Великий пост. У многих новость о великопостном периоде вызывает разные мысли и чувства. В целом эти человеческие реакции можно разделить на два типа.

Одни относятся к Великому посту с уважением и даже в какой-то мере с восхищением, но сами не постятся, оправдываясь своей неготовностью, немощностью и внешними обстоятельствами. Мол, не поймут и не поддержат родственники, коллеги на работе. Да и привык я каждое утро завтракать бутербродом с колбасой, а как иначе пока представить сложно.

Другие, не понимая смысла поста, воспринимают его как тяжелую обузу, которую в лучшем случае надо просто пережить, благо сегодня у нас и майонез есть постный, и креветки с мидиями в супермаркете, или в худшем случае просто не принимать во внимание, считая, что пост – это чистейшее мракобесие для религиозных фанатиков. Если Бог есть – то какая ему разница, что я ем: бифштекс или картошку в мундирах? А для полного успокоения совести можно еще и словами преподобного старца Амвросия Оптинского прикрыться: «За еду никто не будет в аду».

Не только чревом, но и сердцем

Однако все это возникает из-за неправильного понимания смысла Великого поста.

Во-первых, сам Господь Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь к израильскому народу, сорок дней постился в пустыни. Так, что уже можно с уверенностью сказать, что посты придумали не «попы» и церковники, а сам Спаситель, который своим личным примером показал важность и пользу воздержания.

Во-вторых, пост не является целью духовной жизни, а есть вспомогательное средство для освобождения души от страсти. Цель поста не научить христианина жить без мяса и молока, а указать исконное место этих продуктов в жизни человека. Грех заключается не в том, что человек не постится, а в том, что им управляет его желудок и гортань, которые не могут поставить на одни весы овсяную кашу и копченую курочку. Грех в том, что человек служит не Христу, а своему чреву.

В-третьих, даже те, кто решается поститься, не всегда правильно воспринимают пост. В сознании постящегося человека зачастую преобладает представление поста как долга или жертвы Богу, а не как средства освобождения и сближения с Христом. Несмотря на то, что в православном святоотеческом учении есть сравнение Великого поста с некой десятиной, которую каждый человек отдает Богу от прожитых  365 дней года, все -таки основная функция поста –освободить человека.

Что можно и что нельзя во время поста
Что можно и что нельзя во время поста Фото: АиФ

Вступая в период Великого поста, христианин должен радоваться тому, что теперь он будет меньше думать о еде. О том, как ее приготовить, так как постные блюда должны быть максимально простыми, о том, как разбирать и мыть груду грязной посуды, которой во время поста должно стать на порядок меньше, о том, где достать деньги на покупку постепенно дорожающего мяса и молочных продуктов. Постящийся человек вообще должен в два раза меньше посещать супермаркет и продуктовые магазины. Если вы поститесь и каждый день с озабоченным взглядом осматриваете полки супермаркета, с мыслью: «Что же сегодня мне приготовить?», то ваш пост бессмыслен или крайне малоэффективен. Это подобно тому, если бы вы уехали в отпуск отдыхать у морского берега и вместо того, чтобы плескаться в воде и загорать на солнце, продолжали работать, сидя в номере своей гостиницы.

В-четвертых, чтобы пост не был просто диетой, постящийся человек должен обязательно больше времени отдавать молитве. Богослужения Великопостного периода просто располагают к этому. Они пронизаны призывами и размышлениями о покаянии, борьбе с греховными страстями и милосердии Бога к человеку. На первой недели Великого поста читается удивительный по своей красоте и глубине канон преподобного Андрея Критского, который настраивает молящегося на особый покаянный лад. Литургия Преждеосвященных Даров позволяет христианину почувствовать сердцем человеколюбие и великое милосердие Христа к человеку, измученному и истощенному грехами и суетой. Все это неотъемлемая часть поста, без которой Великопостный период становится бессмысленной и неподъемной ношей.

«Открыть коробку суеты»

Однако многие могут весьма справедливо отметить, что имеют большой дефицит в свободном времени. Они постоянно заняты на работе, а оставшуюся часть времени отдают семье и отдыху перед очередной рабочей сменой.

Эту проблему можно решить с помощью информационного поста. По статистике средний житель нашего отечества каждый день проводит в интернете около 3 часов. А если к этому еще прибавить просмотр телепередач и чтения прессы, то получится, что треть своего дня человек тратит на информационные потоки, которые воспринимает как средство отдыха, что весьма спорно. Так как ежедневно загружая свою память и сознание информацией, которая чаще всего его лично не касается, человек еще сильнее нагружает свой эмоциональный, психический и духовный фон.

Если же на период Великого поста постящийся человек хотя бы на половину сократит свое пребывание в информационном потоке, то заметит, что у него есть еще немало свободного времени, которое можно использовать для молитвы. И после рабочего дня такой человек будет спешить не к экрану телевизора, чтобы посмотреть очередную серию топового сериала или послушать бесконечные и бессмысленные споры и гадания политологов и экспертов о завтрашнем дне, а с сердечным трепетом пойдет в храм, чтобы поговорить с Богом о своих проблемах в своей душе.

Так Великий пост станет действительно не тяжелой обузой, которую можно или пережить, скрепя сердцем и зубами, или просто проигнорировать, как глупость недалеких религиозных фанатиков, а будет тем заветным ключом, который сможет открыть коробку суеты и греховных привязанностей, в которую запакованы современные люди. Чтобы встретить и радоваться Воскресшему Христу, мы сами должны воскреснуть.  

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Кто получит «Оренбургскую лиру»?
  2. Как стать участником «Тотального диктанта 2017»?
  3. Когда будет «Час Земли»?