aif.ru counter
Людмила Максимова 0 86

Откуда руки растут. Как пробудить в ребенке желание творить?

17 января отмечают день детских изобретений.

На станции техников ученик работает над объектом от начала до конца.
На станции техников ученик работает над объектом от начала до конца. © / Людмила Максимова / АиФ

Руководитель кружка «Военно-технического моделирования» городской «Станции юных техников» Владимир Райков, который около 40 лет занимается с детьми, рассказал корреспонденту «АиФ Оренбург», чем сегодня увлекаются школьники, и чем отличаются современные дети от его первых учеников.

Не усидчивы

Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»»: Как заметить в ребёнке направленность к творчеству и изобретательству?

Владимир Райков: Это становится видно рано. Недавно к нам привели мальчика, который дома разобрал уже всё, что было можно, начиная с пылесоса. Родители попросили - «помогите». И мы нашей командой взялись за мальчика. Взрослые в данном случае поступили очень правильно, что не по рукам надавали, а увидев интерес сына, нашли образовательную организацию и привели его туда.

ДОСЬЕ
Родился в 1951 году в Чкалове. С 1966 начал заниматься моделированием. В 1976 году получил КМС по судомоделированию, в 1977 - КМС по автомоделизму, с 1985 года судья первой категории по моделированию. В 1977 году окончил Челябинский металлургический техникум. В 2017 году прошёл профессиональную переподготовку - на педагога. С 70-х преподаёт моделирование. С 2006 года работает на городской «Станции юных техников».

Мы набираем учеников в школах. Записывается немало ребят. По глазам таланты не разглядеть. Кое-что помогает определить первичная диагностика: с чем ребёнок пришёл на станцию юных техников. С теми, кто пришёл уже с багажом знаний, конечно, легче работать, но в то же время и сложнее: они всё время идут и идут дальше. Таким воспитанникам нужно уделять как можно больше внимания. Также заинтересованность детей можно увидеть по тому, как они относятся к делу. Сегодня многие дети не усидчивы. Поэтому, когда ребёнок самостоятельно продвигается от этапа к этапу работы, когда нет стремления к быстрому результату, работает дисциплинированно, не пропускает занятия, продолжает заниматься с моделью дома указывает на то, что из него в этом деле точно выйдет толк.

Талант из трудолюбия

- А можно ли развить эту способность в раннем возрасте?

- Конечно. Родители здесь играют главную роль. Бывает, у ребёнка нет таланта, но, если в нём зажечь интерес, через трудолюбие родятся мастерство и талант. Сначала нужно дарить «правильные» игрушки. Не только плюшевого мишку или совок для песочницы, а конструктор. Сколько их сегодня только нет! Из разных материалов, среди них те, которые не требуют дополнительных деталей - всевозможные виды.  Собирая конструктор, ребёнок развивает воображение и учится создавать что-то новое.

Также родителям нужно вовремя подсунуть своему чаду интересную книжку. Важно, чтобы ребёнок чувствовал и увлечённость взрослых, понимал, что его занятие интересно и им. Дети, которые чувствуют поддержку родителей, как правило, движутся вперёд быстрее и успешней. Также ребят нужно стимулировать. Знаете, как усилил во мне жажду к конструированию мой отец? Я занимался на детской железной дороге, а увидев журнал «Моделист» сделал самостоятельно свою модель. Тогда папа мне сказал, что не увидишь журнал, если не закончишь год без троек. Я постарался - закончил только с двумя «удовлетворительными», получил свой журнал и отправился на кружок моделирования.

- Вы занимаетесь с детьми в кружках около 40 лет. Как меняются ученики?

- Могу рассказать даже о себе. Когда я мальчишкой приходил на занятие к своему времени, мастерская была полная. 20 мест – и все заняты. Ждёшь, когда кто-нибудь выскочит, чтобы занять рабочее место и приступить к любимому делу. Тогда группы были большими, но их было набрать легче, чем сегодня группу из восьми человек.

Ребята тогда очень интересовались. Тогда в магазинах нельзя было купить самоходные игрушки, поэтому дети создавали свои радиоуправляемые модели, чтобы наиграться с ними. Сегодня всё доступно, соответственно, и меньше интереса.

Не делать слепые копии

- Как повлияли информационные технологии на развитие конструкторских способностей школьников?

- У нас есть направление робототехники. Но ребята делают робот своими руками. А программирование уже как способ его оживления. 

Ребята в интернете могут найти дополнительную информацию о той или иной модели. Но в целом у них изменилось сознание. Если раньше они во многом самостоятельно работали над проектами, теперь появились проблемы. К примеру, ученик сделал одну деталь и должен приступить к следующим по чертежу, но он сидит и о чём-то думает. Хотя всё понятно и видит он чертёж не в первый раз. Когда возникает сложность, ему трудно самому её решить. Потому что он привык, что у него всё готово в его телефоне, много думать не нужно. Отвлёкся от модели - и в игры играть.

Сегодня приходят пятиклассники, которые ножницы не умеют держать. А почему? Раньше в школах на уроках трудов мы и на станке работали, и лобзиком орудовали. Проходили столярное и слесарное дело. Сегодня новые учебные стандарты: к технике нельзя прикасаться до 18 лет. Дашь задание ученику забить гвоздь, он шесть раз ударит по пальцу, и один раз по гвоздю. Скажешь, ошкурь доску, он ответит, что у меня ножовка «не правильная».

Сегодня вы не узнаете уроки трудов в школе.
Сегодня вы не узнаете уроки трудов в школе. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Стараюсь надоумить детей совершенствовать их модели. Не делать слепые копии, но вносить какие-то изменения. Один мой ученик три года (обычный срок) делает прогулочную яхту. Сначала хотел бросить, но я не дал. Очень важна поддержка педагога. Когда он уехал на каникулы, я ему усовершенствовал корпус. Когда он увидел свою яхту, глаза загорелись, и он предложил, как ещё её можно улучшить. На кружках, подобных нашим, дети одновременно – подобно создателям изобретений – полностью конструируют предмет от «А» до «Я». Они осваивают чертёж, различные инструменты, учатся работать со всевозможными материалами, а потом совершенствуют своё творение. Все изобретатели начинали с этого.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Где и когда в Оренбурге будут писать «Тотальный диктант»-2019?
  2. «Главное – не есть людей». Как правильно поститься?
  3. Из чего сложился тариф на вывоз ТКО и кто устанавливал норматив?
  4. Почему зайчат называют «настовики» или «колосовики»?