Людмила Максимова 0 301

«Просто так сюда люди не приходят». Чем живет детская железная дорога?

Оренбургскую детскую железную дорогу имени П. А. Кобозева построили за 68 дней в 1953 году. Почти 80 ее выпускников поступили в учреждения железнодорожного транспорта.

Это был первый день на железной дороге для шестиклассницы Леры Малаховой.
Это был первый день на железной дороге для шестиклассницы Леры Малаховой. © / Людмила Максимова / АиФ

Скоро часы пробьют девять. По ступеням с «Беловки» вниз на набережную Урала спускаются в белой и голубой форме мальчики и девочки. На платформу детской железной дороги (станция Комсомольская) им опаздывать нельзя. В 9:15 у них планёрка, затем инструктаж, распределение по рабочим местам, а уже в 9:54 отходит первый поезд. Эти ребята ждут каникул, чтобы наконец-то заступить на свой пост. К этому они готовились в течение всего года. Корреспондент «АиФ Оренбург» вместе с ребятами проехал 6 км детской железной дороги.

Смена вместо каникул

В школе юных железнодорожников обучается 563 человека. Раз в неделю дети с пятого по девятый класс приходят на занятия к инструкторам, которые на теории обучают их профессиям стрелочника, осмотрщика, дежурного по станции, диктора, диспетчера, ревизора, проводника, помощника машиниста и машиниста, путейца… Кроме того, ребята должны узнать от и до, как работает локомотив.

Начальник детской железной дороги Роман Буздыга рассказал, что в этом году на практику допустили больше 350 человек. Ежедневно не меньше 60 ребят обслуживает путь. Они работают в две смены с 9 до 13 часов и с 14:30 до 17 часов.

Диспетчер объявляет посадку. Проводник Паша Балакин подгоняет зазевавшихся пассажиров проследовать в вагон. Поезд через две минуты трогается. Дежурный по станции сигнализирует составу. Проводники за окошками поднимают жёлтый флажок: значит, в вагоне всё в порядке. Проводники-ревизоры - девочки в белых отглаженных рубашечках - проверяют билеты. Маленькие пассажиры с серьёзными лицами протягивают им билетики.

За окном мелькает среди листвы рощи Урал. Детишки восторженно и эмоционально следят за меняющимся пейзажем.

- Там речка! Там «ыба»! - громко указывает ручкой на окно крохотная Василиска. В поезде она в первый раз, и по глазам видно, как ей нравится.

Артём едет с мамой уже второй раз:

- Мне очень нравится. Тут веселье! Можно смотреть на природу! - пятиклассник сказал, что подумает, поступить ли ему в школу детской дороги.

А Аня, которая только идёт в первый класс, едет с папой, мамой и сестрёнкой-младенцем. Она любит поезда, но больше нравится ездить именно на этом, потому что «можно быстро домой возвратиться».

Юный бригадир

Минуя станцию Пионерская, поезд останавливается на Кировской на три минуты. Пассажиры успевают прогуляться в тени деревьев, а вот у Димы Миргородского задача не из нелёгких - нужно отцепить поезд от вагонов. Мальчик занимается на железной дороге уже второй год, и это его вторая практика. Он уже был стрелочником, ревизором, проводником, помощником машиниста. Инструктор помогает Диме. После того, как он расцепил вагоны, кажется, что он как-то повзрослел.

Ребята рассказывают, что много народа ездит именно в лагеря, железная дорога - единственный общественный транспорт, который туда ходит. На конечной, когда откроется смена в лагере, поездную бригаду будут кормить. Сейчас же остановка в «Дубках» на 10 минут.

По платформе широким и быстрым шагом чуть ли не проносится высокий мальчик, кажется, что он здесь главный:

- Паша, пассажиры должны быть уже в вагоне! - парнишка раскидывает команды и советы, наверное, он не упускает ничего. Знакомимся. Оказывается, это бригадир Костя Ткаченко. Он четвёртый год на детской железной дороге. Собирается поступать в железнодорожный техникум.

Бригадир Костя Ткаченко собирается поступать в железнодорожный техникум.
Бригадир Костя Ткаченко собирается поступать в железнодорожный техникум. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

- Я на этой железной дороге везде работал, кроме осмотрщика и машиниста: и стрелочником, и диспетчером, и диктором, и дежурным по станции… Больше всего нравилось диспетчером, сидишь графики движения поездов чертишь на вот «такенном» листе, - разводит руками Костя. - Я всё лето тут. Каникул нет, да мне не охота отдыхать! Мне бы вот работать и работать. Если бы я ещё получил третье благодарственное письмо, то стал бы лучшим железнодорожником. Бригадир Костя должен следить за всем процессов в составе, помочь каждому члену команды, если нужно. - Очень много народа было в прошлом году, с ума сойти. Битком все вагоны! Даже «стоя» продавали билеты. А ещё в прошлом году все детские дороги были на взводе из-за терактов. Проверки были. Дежурный по станции и стрелочники проверяли по несколько раз станцию, а в поезде проводники тоже на каждой станции смотрели вагон, чтобы никто ничего не оставил. Технику безопасности особенно соблюдали.

Работаем ради удовольствия

В случае чего ребята обращаются за помощью к инструкторам, но стараются и сами улаживать конфликты, если они возникают, рассказывает Яна Ефремова.

- В таких случаях мы поднимаем красный флажок. Зовём инструктора, или решаем вопрос сами. Я здесь уже четыре года. Почти все специальности кроме машиниста освоила. Кстати, в этом году на машинистов у нас начали обучать и девочек, не знаю, выучусь ли на него. Но вообще хочу свою жизнь связать с железной дорогой, это очень интересно, - говорит Яна. Кстати, её бабушка тоже была железнодорожником, и ей радостно, что внучка тоже занимается этим делом. - Раньше я просто в школе сидела, теперь жизнь интересней. Тут много работаю, много узнаю нового, знакомлюсь. Просто так сюда люди не приходят.

Настя Исекенова тоже хочет в будущем работать на дороге. А сейчас она задумывается о том, чтобы выучиться на машиниста. Чего она только уже не перепробовала здесь за четыре года:

- Это большой опыт. Очень приятно, когда маленькие дети относятся к тебе с уважением, ты старшая тут, с тобой разговаривают на «вы». Мы работаем ради удовольствия, - говорит Настя.

Настя Исекенова долго привыкала, что к ней обращаются на «вы».
Настя Исекенова долго привыкала, что к ней обращаются на «вы». Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Кстати, все ребята замечают, что им здесь нравится потому, что они выполняют то, что обычно делают взрослые, чувствуют свою ответственность. Здесь и не надоедает из-за большого выбора профессий. В прошлом году из 60 выпускников 12 человек поступили в техникум железнодорожного транспорта. Руководство детской железной дороги обращается к предприятиям, чтобы они выделили для учеников целевые направления в техникум.

Поезд прибыл на «Комсомольскую». Пассажиры покидают вагоны. Дима сцепляет поезд с вагонами в следующий рейс:

- Мне было не очень сложно расцеплять, хоть и не любой может это сделать. В начале, правда, было трудно, но потом, посмотрев внимательней, я сообразил, что и куда нужно присоединять или рассоединять, - делится деловитый бывший семиклассник.

Напоследок Костя просит написать, что детей с 5-9 класс железная дорога ждёт на учебу и прохождение практики детей (занятия проходят по адресу Кирова, 37).

Поезд подъезжает к «Дубкам».
Поезд подъезжает к «Дубкам». Фото: АиФ/ Людмила Максимова

А также, что проезд в одну сторону для детей стоит 20 рублей, а для взрослых - 40, до пяти лет - бесплатно: «Детская дорога всегда ждёт всех!». 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Куда сходить в День молодежи?
  2. Где можно купаться?
  3. Когда и где в Оренбурге состоится акция «Свеча памяти»?
  4. Где устроиться на работа подростку в летние каникулы?