aif.ru counter
Людмила Максимова 0 329

Семь недель караула. У православных начался Великий пост

Все материалы сюжета Светлая Пасха

Православный мир подошёл к Великому посту. 49 дней христиане проведут в подготовке к их главному празднику и центральному событию духовной жизни – Пасхе Христовой.

Людмила Максимова / АиФ

Как стать воином?

Великий пост начался 14 марта и завершится за неделю до Пасхи. Эти дни - называются Святой Четыредесятницей (шесть недель). С Лазаревой же субботы, с 30 апреля, в Страстную седмицу -  христиане будут вспоминать страдания Спасителя. Таким образом, всего верующие проведут в усиленных посте и молитве семь недель.

Ещё в третьем веке христиане воздерживались от нескольких до семи дней перед Пасхой в воспоминание страданий Господа. Сорокодневный же пост родился в начале пятого века. Он символизирует такой же по времени пост Иисуса Христа в пустыне перед началом Его общественного служения, пост Моисея. Также 40 дней в Древней Церкви готовились ко крещению.

Суть поста - подготовить свою душу к великому событию - Воскресению Господа. Очистить её от грязи греха, что позволит иначе, просветлённым сердцем узреть это. Христиан называют воинами Христовыми. Также как и воин, верующий должен блюсти себя в дисциплине и порядке. Поэтому пост для него - время особого сосредоточения мыслей и сил, которые он направляет к Богу. От этого состояния не должно ничто отвлекать. Поэтому христиане отказываются от услаждений - душевных и телесных. Если говорить о посте в блюдах, то пища, помимо всего, должна быть простой для приготовления, чтобы больше времени посвещать молитве и делам милосердия. Также она должна быть дешёвой, чтобы от разницы между обыкновенным и постным днями можно было раздать нищим.

От телевизора до молока

В православном календаре расписан каждый день, там отмечено, когда в блюдо можно добавить масло или когда позволительно только сухоядение. Эти правила слагались в монастырях. Однако немногие миряне имеют ту высоту духа и силы к подвигу, чтобы точь в точь повторить его, поэтому церковным каноном установлен минимум поста: отказ от мяса, молока и яиц. Господь говорил: милости хочу, а не жертвы. Не следует доводить себя до измождения, ведь тогда сил вовсе не останется. Священники советуют выбрать свою меры, посоветовавшись с духовником. Кстати, для нас, немощных, существует великое множество вкуснейших постных блюд. Вспоминается начало романа Ивана Шмелева «Лето Господне»: «В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, – такая прелесть. Я хватаю щепотками, – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а...великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»... а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!..».

Фото: АиФ

Священнослужители напоминают, что не менее, так сказать, «съедобного» поста, важен пост душевный и духовный, когда нужно отказаться от каких-то прихотей и страстей. Для одного это уход на время из социальных сетей и отказ от телевизора, для другого, к примеру, отказ от танцев и музыки, - кого, что больше гложет. Задача приобрести свободу выбора за это время, чтобы уметь в итоге легко и безболезненно отказываться того, к чему прикипела душа.     

Протопресвитер Александр Шмеман писал в своем труде «Постное странствие – Великий канон Андрея Критского»: «Теперь нам надо вернуться к идее и опыту Великого Поста как духовного странствия, цель которого - перенести нас из одного духовного состояния в другое. Как мы уже сказали, большинство современных христиан не понимает этой цели Великого Поста и видит в нем только тот период года, когда они должны исполнить свои религиозные обязанности, причаститься (один раз в год!) и подчиниться некоторым ограничениям в пище, которые скоро будут возмещены полным «разрешением» поста в Пасхальные дни. И благодаря тому, что не только светские люди, но и многие священники, восприняли это простое и формальное понимание Великого Поста, его истинный дух почти исчез из жизни. Восстановление богослужебного и духовного значения Великого Поста - одна из важнейших и насущных задач наших, но восстановление это возможно только на основе подлинного понимания богослужебного ритма и строя великопостного богослужения».

Следуя за Спасителем

Великопостные богослужения изображают состояние кающейся души и побуждают к покаянию. Святая Четыредясятнница начинается с вечерней службы 13 марта (дело в том, что в православии, новый день исчисляется по совершении вечернего богослужения). В воскресный день в храмах собираются священнослужители и прихожане, чтобы попросить друг у друга прощения перед духовным странствием. «Чин прощения, - сообщает пресс-служба Оренбургской епархии, - появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви». Этот день ещё называют Прощеным воскресением. В этот день на литургии читают отрывок из Евангелия (Мф. 6, 14-18 ) со словами Господа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». А также перед постом напоминается из этого же отрывка: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью. Богослужения здесь продолжительней. А первые четыре дня, начиная с понедельника, читается покаянный канон святого Андрея Критского, жившего в восьмом веке. В этом произведении являет нам историю греха через созерцание библейской истории. А что такое грех? Протопресвитер Александр Шмеман называет им «падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания» - трансцендентального значения.

Фото: АиФ

Тяжела и последняя - Страстная седмица. В это время вспоминают последние дни земной жизни Иисуса Христа. Находясь на богослужении, ты идешь следом за Списетелем и доходишь до места его гибели, а затем переживаешь радость Воскресения. Вообще «все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся», говорится в книге «Как провести Страстную седмицу». Страстную седмицу, а именно Великую субботу, когда совершилось величайшее чудо, почитают выше всего Великого поста.

Великий пост одновременно и радостен, и несколько тяжел физически. Зато после верующих ожидают светлые и счатливые дни Пасхальной радости.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Что делать, если в доме чувствуется запах газа?
  2. При каких минусовых температурах в школах отменяют занятия?
  3. Что делать, если загорелся автомобиль?
  4. Что делать, если в доме начался пожар?